Конфликт – это противостояние интересов. Многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды или интересы, которые вынудили их занять эти позиции. Таким образом, их ложная ориентация становиться препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Примирение интересов, а не позиций, эффективнее, потому что для любого интереса может существовать несколько возможных позиций. Примирение интересов может дать лучшие результаты, потому что за противоположными позициями стоят как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыскав совместимые интересы. Отвечая на истинные нужды другого человека, вы можете установить прочные, тесные, устраивающие всех отношения. Обращаясь к оппоненту, апеллируйте к общности взглядов, используйте слабости, избегайте сильных сторон. В скандале виновны обе стороны. Если хоть один из партнеров умеет психологически грамотно себя вести, скандала не будет.

Групповой конфликт

Конфликт интересов в группе присутствует всегда. Он представляет собой один из вариантов человеческих отношений, связанных с психологическими позициями членов группы. В случае нарушения баланса интересов возможно возникновение инцидента, то есть открытого столкновения.

В обычных условиях в любой группе существует некоторая система соотношения интересов. То есть интересы различных членов коллектива находятся в состоянии относительного равновесия. 

Группа – общность людей, объединенная интересами.

Психологию группы формирует система совместных действий членов группы. Систему совместных действий нельзя рассматривать как слагаемое действий отдельных ее членов. Эта система «неразложима» и подчиняется закону совокупного действия, то есть «психология коллектива» не является некой суммой психологии всех ее членов. Другими словами, у каждой группы есть свой характер и свое лицо, которое не зависит от характера ее членов. 

Инцидент – процесс неуправляемый

Люди с искаженным мышлением изобретают себе препятствия во внутренней среде, где все должно подчиняться контролю и легкому управлению. Менеджеры со здоровой психикой ориентируются на внешние цели и внешних противников. (принцип- направляй и властвуй). То есть, если в коллектив е конфликт, то это значит, что люди не заняты делом. 

Шаги по предотвращению инцидента в групповом конфликте

Если руководитель не в состоянии управлять конфликтом, то конфликт начинает управлять им, поэтому руководитель должен:

  • Избегать возможности быть втянутым в конфликт, чтобы сохранить доверие обеих сторон.
  • Нейтрализовать или ликвидировать предмет конфликта.
  • Выявить и нейтрализовать инициатора конфликта.
  • Выявить и нейтрализовать лидера конфликта.
  • Восстановить баланс интересов.
  • Предотвратить процесс поляризации мнений методом стимулов и штрафов. (принцип – разделяй и властвуй)

Единственное лицо, имеющее выгоду в конфликте- это инициатор, а лидер, как правило –самая большая жертва среди прочих участников. 

Точка кипения

Момент перерастания конфликта в инцидент называется точкой кипения и зависит он причины конфликта и процентного соотношения людей чьи интересы нарушены. При этом перерастание конфликта в инцидент возможно, когда затронуты:

  • Производственные интересы- 76% от общего числа группы;
  • Социальные интересы- 61%;
  • Личные интересы- 38%
  • Материальные интересы- 23%. 

Пять методов подавления

  1. Физическое подавление
  2. Ультиматум
  3. Понукание (Ты не ОК в сравнении)
  4. Ораторство (Безадресная претензия или критика)
  5. Равнодушие (Игнорирование)

В результате занятия, участники получат новый взгляд на то:

  • Как управлять конфликтом, сохраняя авторитет?
  • Конфликты. Что создает их почву что их провоцирует и какова профилактика?
  • Сложности во взаимоотношениях. Откуда они берутся и как их разрешить?
  • Как удержать под контролем эмоции?
  • Как сказать: «Нет», не испортив отношений?
  • Как выйти из затруднительной ситуации, сохранив позиции?
  • Какие уроки можно извлечь из конфликтной ситуации?
  • Как вести себя после конфликта?
  • Какие уроки можно извлечь из конфликтной ситуации?

Всё это и многое другое на конкретных примерах из реальной жизни, вы  узнаете на тренинге