Матрица БКГ (Boston Consult Group Matrix)
Матрица БКГ (Boston Consult Group Matrix) — это инструмент стратегического планирования в маркетинге.
Матрица БКГ помогает оценить успешность отдельных категорий товаров или направлений бизнеса.
Матрицу БКГ изобрел в конце 1960-х основатель Бостонской консалтинговой группы Брюс Хендерсон.
Он работал над планом развития компании и предложил сокращать расходы на прибыльные направления, которые уже не требуют больших инвестиций.
А освободившиеся средства вкладывать в новые перспективные проекты.
- Собаки (Dogs, иногда также называют Pets) — совокупность низких темпов роста и низкой доли рынка. Такие продукты редко способны создать в перспективе достаточный денежный поток. Инвестиции в данную группу нецелесообразны, перспективы роста и развития отсутствуют. Данная продуктовая категория является первой в списке на исключение.
- Дойные коровы (Cash cows) — совокупность низких темпов роста и большой доли рынка. Стабильные и проверенные продукты, которые способные обеспечить основные денежные поступления и не требуют значительных вложений в себя. Основной источник формирования ресурсной базы на разработки и внедрения перспективных продуктов. Данную продуктовую категорию необходимо использовать максимально возможное время.
- Звезды (Stars) — совокупность высоких темпов роста и большой доли рынка. Продукты приносят высокие доходы, но их поддержание и развитие съедает большую часть этих поступлений. Со временем могут стать «дойными коровами».
- Вопросительные знаки (Question marks) — совокупность высоких темпов роста и низкой доли рынка. Наиболее неопределённая продуктовая группа, которая требует тщательного анализа и принятия решения о целесообразности инвестиций в развитие. Со временем могут быть переквалифицированы в «звезды» или «собаки».
Матрица позволила определить, какие направления могут принести выгоду, а какие — убыточные и бесперспективные.